МАОУ «Гимназия № 108»
город Саратов, Ленинский район
  • Функциональная грамотность

     Что такое функциональная грамотность?

            Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
            Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения, способы и методы в действии при решении широкого круга жизненных ситуаций и обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих  на те, где эти знания, умения, способы приобретались.
    В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: читательская, естественно-научная, математическая, финансовая  грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

    Составляющие функциональной грамотности:
    1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
    2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
    3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
    4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
    необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
    5. Креативное мышление.
    6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
    - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
    - осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
    - вступать в открытое, уважительное и эффективное
    взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

    Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности учеников 5–9-х классов с использованием открытого банка заданий:

    Читательская грамота 5-9 класс
    Естественно-научная грамотность 5-9 класс
    Математическая грамотность 5-9 класс
    Финансовая грамотность 5-9 класс
    Креативное мышление 5-9 класс
    Глобальные компетенции 5-9 класс

    Документы:

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УРОВЕНЬ

    Письмо Министерства Просвещения РФ от 17.10.2023 г. № 03-1665 "О проведени комплекса мероприятий функциональной грамотности"

    Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности" 

    РЕГИОНАЛЬНЫЙ  УРОВЕНЬ

    Приказ Министерства образования Саратовской области от 19.09.2023 г. № 1641 "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2023/2024 учебный год"

    МУНИЦИПАЛЬНЫЙ  УРОВЕНЬ

    Приказ председателя комитета по образованию от 18.10.2023 № 719 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций муниципального образования «Город Саратов» на 2023/2024 учебный год»

    ШКОЛЬНЫЙ  УРОВЕНЬ

    Приказ от 09.01.2024 г. № 6-1 "Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в 2023-2024 учебном году"

    План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2023-2024 учебный год (Приложение № 1) 

    Демонстрационные материалы - Институт стратегии развития образования

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

    Инструктивные материалы по работе на платформе РЭШ

     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie